Трудоустройство инвалидов

Приказ Комитета по труду и занятости населения Мурманской области от 30.12.2016 № 269 “Об утверждении форм отчетов и форм документов по вопросам содействия занятости трудоспособных инвалидов” – ссылка на документ

Согласно данным статистики количество лиц с ограниченными возможностями (или, как их определяет законодатель, инвалидов) в России составляет около 12 млн человек. Эта особая категория лиц является у нас самой незащищенной. Тем не менее законодательством для таких лиц установлен ряд льгот и гарантий: социальных и трудовых. Трудовые гарантии связаны с трудоустройством инвалидов, их трудовой деятельностью и увольнением.

Статус инвалида

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон N 181-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обратите внимание! Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом” (далее – Правила N 95).
Если инвалидность подтверждается, гражданину выдаются:
– справка, удостоверяющая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н);
– индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ее форма утверждена Приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н).

Следует отметить, что согласно ст. 3.1 Закона N 181-ФЗ в России не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Таковой признается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Рабочие места для инвалидов

Одной из основных гарантий, установленных для инвалидов, является квотирование для них рабочих мест, то есть обеспечение минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 20 и 21 Закона N 181-ФЗ в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны быть предусмотрены:
1) квоты для приема на работу инвалидов;
2) минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

К сведению. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от обязанности соблюдать квоту для приема на работу инвалидов.
В пределах установленной квоты работодатель должен создать минимальное количество специальных рабочих мест, то есть мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Обратите внимание! Резервируя рабочие места для инвалидов, работодатель должен учитывать Перечень профессий, наиболее подходящих для их трудоустройства, установленный Постановлением Минтруда России от 08.09.1993 N 150 <2>.
Сведения о рабочих местах для инвалидов должны быть отражены в локальных актах учреждения (ст. 24 Закона N 181-ФЗ).
Прием и оформление инвалида на работу осуществляются в общем порядке. До заключения трудового договора работник представляет пакет документов, установленный ст. 65 ТК РФ. Несмотря на то, что подавать работодателю другие документы работник не обязан, сделать это придется, поскольку в противном случае работодатель не сможет предоставить работнику положенные ему гарантии.
Заключая с инвалидом трудовой договор, работодатель должен помнить, что условия труда работника-инвалида отличаются от условий труда других работников, что следует отразить в трудовом договоре.

Предоставление работодателем информации

Помимо того что работодатель обязан создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также обеспечивать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в силу ст. 24 Закона N 181-ФЗ он должен предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” работодатель обязан предоставлять службе занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая сведения о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
К сведению. Порядок предоставления такой информации и ее форма устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. Например, порядок предоставления информации, необходимой для организации занятости инвалидов в Мурманской области, установлен приказом Комитета по труду и занятости Мурманской области от 30 декабря 2016 г. N 269.
Обращаем ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в службу занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:
– для должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
– для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.

* * *

В заключение отметим: поскольку обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, установлена законодательством, за ее нарушение предусмотрена ответственность. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
Мало того, даже если инвалид захотел трудоустроиться на общих основаниях и все рабочие места по квоте уже заняты, ему нельзя отказать по причине наличия инвалидности, поскольку в данном случае будет иметь место дискриминация. Отказ в приеме на работу в силу ст. 64 ТК РФ может быть связан только с деловыми качествами претендента на должность.

WordPress Lessons