Экономика муниципального образования

«Ориентиром социально-экономического развития Ковдорского муниципального округа Мурманской области в 2023 году и плановом периоде является реализация национальных целей, направлений и задач государственной политики с учетом региональных программ, реализуемых в рамках национальных проектов.

Продолжается выполнение комплекса мероприятий в рамках муниципальных программ, направленных на достижение стратегических задач развития округа:

— развитие человеческого капитала;

— диверсификация экономики и формирование ее сбалансированной структуры;

— повышение безопасности населения;

— стимулирование экономического и инвестиционного потенциала, создание условий для развития предпринимательства;

— создание комфортных городских условий, благоустройство общественных пространств и их грамотная организация в суровых климатических условиях;

— эффективное функционирование жилищно-коммунального хозяйства.

 

Основные итоги развития экономики по оценке 2022 года

В 2022 году темп роста промышленного производства по оценке составил 89 % к уровню 2021 года, и достиг 69 518 млн. рублей.

Снижение объемов отгруженных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» с 77 680 до 67 265 млн. рублей обусловлено снижением объемов выпуска железорудного и бадделеитового концентрата. Объемы реализации апатитового концентрата остались на уровне достигнутых в 2021 году. Снижение мировых цен на железо на 44 % также оказало влияние на показатель выручки.

По виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в 2022 году наблюдался незначительный экономический рост. Объем отгруженных товаров увеличился с 1 272 до 1 288 млн. рублей или на 1 %.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 11 719 млн. рублей, по оценке 2022 года объем инвестиций снизился на 39 %, и составил 7 177 млн. рублей.

Несмотря на состояние экономической неопределенности, оборот розничной торговли по оценке 2022 года составил – 2 257 млн. рублей, рост к 2021 году 108 % (за 2021 год — 2 086 млн. рублей).

Объем платных услуг населению по итогам 2021 года составил 726 млн. рублей, по оценке 2022 года увеличился на 11%, и составил 807 млн. рублей. Причиной является рост физического объема платных услуг населению при исключении влияния ценового фактора в текущем году на 102,9 %, а также, увеличения стоимости услуг.

В расчете на 1 жителя в 2021 году – 41,4 тысяч рублей, в 2022 году ожидается 47,0 тысяч рублей, увеличение на 13,5 %. В структуре объема платных услуг населению традиционно преобладают жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связи и бытовые услуги.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году вырастет на 7 % по сравнению с 2021 годом (73 510 рублей), и составит 78 367 рублей, что повлияет на увеличение оборота розничной торговли и объема платных услуг.

По оценке 2022 года наблюдается незначительное снижение налоговых и неналоговых доходов бюджета — с 517 до 515 млн. рублей (99,6 %).

 

Реализованные мероприятия в 2022 году

Ежегодно проводимый анализ эффективности деятельности ОМСУ позволяет выявить направления, требующие приоритетного внимания и сформировать комплекс мероприятий. Основное внимание уделяется проектам, которые характеризуют создание благоприятных условия проживания и качество жизни населения Ковдорского муниципального округа.

В начале 2022 года при поддержке Правительства Мурманской области и АО «МХК «ЕвроХим» была завершена реализация проекта по благоустройству территорий «Гиперборейского парка».

В селе Ёна в 2022 году введен в эксплуатацию новый модульный фельдшерский пункт. Строительство осуществлялось за счет средств областного бюджета на общую сумму 10,3 миллионов рублей.

Центральная детская библиотека в 2022 году преобразилось в новую модельную библиотеку благодаря федеральной поддержке в рамках национального проекта «Культура». Также в рамках нацпроекта «Культура» в 2022 году осуществлялся капитальный ремонт музыкального отделения Детской школы искусств.

С целью продолжения эффективного взаимодействия, направленного на улучшение качества жизни в Ковдоре и поселках, обеспечение развития всех ключевых направлений социальной и коммунальной сфер, между Правительством Мурманской области, администрацией Ковдорского муниципального округа, АО «МХК «ЕвроХим» и АО «Ковдорский ГОК» в августе 2022 года было заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве для финансирования социально значимых программ на сумму более 1 млрд. рублей, в рамках которого до 2026 года намечена реализация мероприятий, направленных на развитие всех ключевых направлений социальной сферы, а также концессионное соглашение на модернизацию, ремонт и содержание объектов теплоснабжения с первоначальными инвестициями порядка 20 млн. рублей.

 

Потенциальные риски и ограничения развития экономики

Траектория социально-экономического развития Ковдорского муниципального округа в значительной степени будет определяться экономическими и политическими факторами.

В прогнозном периоде влияние санкционных ограничений может отрицательно повлиять на развитие отдельных отраслей, в связи с чем, может произойти снижение доходной части организаций и предприятий реального сектора экономики, ужесточение бюджетной и налоговой политики, снижение уровня деловой и потребительской активности и, как следствие, риски недополучения доходов в бюджеты разных уровней и недостижения прогнозируемых показателей.

Основными сдерживающими факторами развития Ковдорского муниципального округа будут:

—  ужесточение действующего санкционного режима на фоне изменений мировой геополитической и экономической ситуации на внешнем и внутреннем рынках, глобальный экономический спад, дестабилизизация спросовой и ценовой конъюнктуры;

— возможное изменение инвестиционных планов градообразующего предприятия АО «Ковдорский ГОК» и АО «МХК «ЕвроХим»;

— высокий уровень износа производственной, жилищной и коммунальной инфраструктуры;

— сохраняющиеся риски, связанные с «последующими волнами» распространения новой кононавирусной инфекции COVID-19 и возможным введением санитарно-эпидемиологических ограничений;

— дефицит квалифицированных кадров и сохранение демографических проблем (сокращение численности населения, снижение рождаемости, процесс «старения» населения);

— неблагоприятное влияние природных явлений и техногенных факторов, которые могут привести к разрушению ключевых объектов критически важной инфраструктуры и нанесению вреда окружающей среде.

 

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 11 719 млн. рублей, по оценке 2022 года снизится на 39 %, и составит 7 177 млн. рублей, в 2023 году увеличится до максимального значения в прогнозном периоде, и достигнет 26 516 млн. рублей. В 2024-2025 годах наблюдается снижение до 20 004 и 17 327 млн. рублей соответственно.

Особенностью инвестиционных вложений Ковдорского муниципального округа является формирование 97-99 % объема инвестиций в основной капитал за счет собственных средств «Ковдорского ГОКа» и «ЕвроХима».

Инвестиционная деятельность остальных предприятий направлена на замену оборудования и поддержку производства, цель дальнейшего расширения отсутствует.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдается снижение валового муниципального продукта с 80 906,9 до 73 011,6 млн. рублей.

В прогнозируемом периоде наблюдается устойчивый рост ВМП. В 2023 году значение показателя увеличится с 73 011,6 до 86 522,3 млн. рублей (рост 118,5 %). Величина ВМП находится в прямой зависимости от объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организаций, объема платных услуг населению, оборота общественного питания и  розничной торговли. Наращивание объемов производства АО «Ковдорский ГОК» оказывает существенное влияние на объем внутреннего муниципального продукта Ковдорского муниципального округа.

 

Инвестиционные проекты резидентов Арктической зоны РФ

В 2020 году «Ковдорский ГОК» стал резидентом Арктической зоны и разработал план масштабной модернизации предприятия.

В августе 2022 года АО «МХК «ЕвроХим» и Мурманская область заключили соглашение о развитии Ковдорского ГОКа. Компания инвестирует в развитие предприятия порядка 100 млрд. рублей. В бюджет Мурманской области при этом поступит 23 млрд. рублей.

В прогнозном периоде «Ковдорский ГОК» планирует реализовать большое количество инвестиционных проектов по реконструкции мощностей дробильной фабрики, увеличению производственных мощностей, по обогащению апатит-штаффелитовых руд, дооснащению опытной фабрики, по реализации мероприятий для обеспечения переработки магнетитовых, апатитовых и маложелезистых руд, реализации проектов по повышению промышленной безопасности, охраны труда и экологии.

В настоящее время АО «Ковдорский ГОК» реализует инвестиционный проект по модернизации собственных производств. Период инвестиционной стадии проекта с 2019 по 2027 годы. Планируемый объем инвестиций за весь период реализации более 20,0 млрд. рублей.  Количество планируемых к созданию новых рабочих мест – 131.

Компания ООО «Флогопит» занимается обогащением слюды крупнейшего месторождения слюды в мире, которое является стратегически важным объектом для российской промышленностей.

Предприятие осуществляет переработку, обогащение, сушку и фракционирование флогопита, глубокую переработку слюды и производство слюдобумаги, флогопитового концентрата. Рост переработки слюды и флогопита стимулирует дополнительный спрос на сервисные услуги по сборке и ремонту горного оборудования.

Проектом предусмотрено вложение инвестиций порядка 55,0 млн. рублей, а также создание 39 новых рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости населения и снизить уровень безработицы в нашем округе.

Реализовать социально значимый для региона проект позволил статус резидента Арктической зоны РФ.

 

Демографическая ситуация

Среднегодовая численность за 2021 год составила 17 525 человек, естественная убыль населения – 208 человек, миграционное снижение – 179 человек.

Демографическая ситуация за 2022 год и на прогнозный период до 2025 года характеризуется снижением численности населения. Среднегодовая численность населения к концу 2025 года составит 16 268 человек, что меньше показателя 2021 года на 7 %.

Динамика коэффициента рождаемости будет незначительной: в 2021 году 7,3 человек на 1000 населения, к концу 2025 года наблюдается постепенное увеличение до 7,9 человек.

Коэффициент смертности будет постепенно снижаться, и к 2025 году достигнет 17,5 умерших на 1 000 человек  населения (2021 год – 19,1).

В 2021 году коэффициент миграционной убыли равен 10,2 человек на 1000 населения и по оценке тенденций прошедших лет будет снижаться, и к 2025 году составит 6,3 человек.

Естественная убыль и миграционный отток оказывает наибольшее влияние на снижение численности и половозрастную структуру населения округа, так как наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте.

Сдерживание негативных факторов снижения численности населения планируется обеспечить путем реализации мероприятий муниципальных и региональных программ в области здравоохранения, поддержки молодых семей, обеспечения комфортной среды проживания, улучшения жилищных условий, а также проведением активной социальной политики по поддержке различных слоев населения, популяризации здорового образа жизни и созданию условий для самореализации личности.

 

Рынок труда

В условиях постепенной адаптации экономики к существующему геополитическому и внешнеэкономическому воздействию ситуация на рынке труда останется относительно стабильной и будет развиваться под воздействием демографических факторов, связанных с увеличением в численности населения доли лиц старше трудоспособного возраста и снижением трудоспособного населения.

В 2021 году численность населения трудоспособного возраста составила 9 759 человек. С учетом ежегодной динамики по оценке 2022 года численность трудоспособного населения составит 9 700 человек, снизится к 2025 году еще на 173 человека, и составит 9 527 человек.

Численность занятых в экономике на конец 2022 составит 9,5 тыс. человек, в прогнозном периоде снизится на приблизительно на 300 человек и составит к концу 2025 года 9,2 тыс. человек.

Среднесписочная численность работников «Ковдорский ГОК» по оценке 2022 года останется на уровне 2021 года и составит 3,8 тыс. человек, в прогнозном периоде вырастет до 4,0 тыс. человек. Увеличение происходит по причине привлечения работников из других регионов России в связи с отсутствием трудовых ресурсов соответствующей квалификации на территории округа.

Среднесписочная численность работников организаций без сотрудников ГОКа и субъектов МСП в 2021 году составила 3,0 тыс. человек и до конца прогнозного периода останется без изменений.

Среднесписочная численность работников МСП в 2022 году по оценке составит 1,7 тыс. человек, а к 2025 году увеличится до 1,8 тыс. человек.

        

Уровень жизни населения

До конца прогнозного периода сохраняется позитивная динамика увеличения среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов населения.

В 2021 году среднемесячная заработная плата одного работника составляла 73 510 рублей (107,2 % к уровню 2020 года). В целом за 2022 год ожидается рост заработной платы на 6,6 % и составит 78 367 рублей.

В прогнозном периоде до 2025 года среднемесячная начисленная заработная плата составит 95 086 рублей (рост к 2021 году – 129,4 %).

Росту доходов населения в Ковдорском муниципальном округе будут способствовать увеличение уровня зарплаты работников АО Ковдорский ГОК и реализация мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474. Также, с целью недопущения снижения доходов жителей округа, сохранен достаточно высокий уровень их социальной поддержки — это выплата различных видов социальных пособий, субсидий и компенсаций.

В 2021 году численность безработных граждан составила 168 человек, уровень безработицы – 1,7 %. К концу 2022 года, на фоне нестабильной внутрирегиональной и внешней экономической ситуации, значение увеличится до 2 % и составит 194 человека.

В среднесрочной перспективе продолжится реализация комплекса мер по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, жителей предпенсионного возраста  и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также популяризация предпринимательства и самозанятости.

Несмотря на принимаемые меры, нестабильная экономическая ситуация в прогнозном периоде окажет серьезное влияние на уровень зарегистрированной безработицы, в связи с чем к концу 2025 года показатель составит 2,3 % к трудоспособному населению (223 человека).

 

Потребительский рынок

В разбивке по компонентам спроса основной вклад в восстановление экономики вносит потребительский рынок.

Оборот розничной торговли в 2021 году сложился в сумме 2 086 млн. рублей, что на 95,6 млн. руб. или 104,8 % выше показателя за 2020 год.

В 2022 году на фоне внешнего санкционного давления, слабой динамики покупательского спроса и высокого уровня инфляции ожидается снижение индекса физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах до 90,9 % к предыдущему году. Покупательский спрос в отчетном году формируется под влиянием популярности тренда на приобретение товаров через онлайн-сервисы, сервисы по доставке товаров на дом, а также сохраняющуюся популярность по приобретению товаров на интернет — площадках. Оборот розничной торговли составит 2 257 млн. рублей.

Данный факт будет наблюдаться и в прогнозном периоде до 2025 года и составит 2 957 млн. рублей при индексе физического объема 102,8 %.

Динамика показателей потребительского рынка Ковдорского муниципального округа к 2025 году по отношению к 2021 году составит 141,8 %. Рост обусловлен восстановлением потребительского спроса в связи с увеличением реальных денежных доходов населения, незначительными темпами роста потребительских цен и стабилизацией послековидной ситуации.

Объем платных услуг населению в 2021 году составил 726 млн. руб., увеличение в сопоставимых ценах 12,1 % к 2020 году, индекс физического объема составил 105,4 %.

На рынке платных услуг населению сохранится тенденция прироста физических объемов. Индекс физического объема составит в текущем 2022 году – 102,9 %, в 2023 году — 101,9 %, в 2024 году – 102,0 %, в 2025 году – 101,7 %. Объем платных услуг населению в действующих ценах увеличится с 807 млн. рублей в 2022 году до 953 млн. рублей к концу 2025 года.

Развитие торговли, сферы услуг и общественного питания является одним из основных направлений деятельности в прогнозном периоде до 2025 года, так как потребительский рынок является важнейшей областью экономики, выступающей индикатором уровня социального развития, обеспечивающей финансовую стабильность.

 

Малое и среднее предпринимательство

В соответствии с данными Единого реестра на 01.01.2021 количество МСП составило 449 единиц, что на 6,9 % выше уровня 2020 года. Среднесписочная численность занятых в сфере МСП составила 1 710 человек.

По итогам 2022 года прогнозируется увеличение численности СМСП с 449 до 451 единиц, увеличение среднесписочной численности с 1 710 до 1 723 человек, увеличение численности самозанятых граждан с 395 до 547 человек.

Существуют актуальные проблемы, тормозящие развитие МСП, такие как недостаток собственных финансовых средств для реализации проектов, осуществление предпринимательской деятельности граждан без государственной регистрации бизнеса, неравные условия ведения бизнеса в связи с необходимостью выплаты северных надбавок, высокая стоимость коммунальных услуг.

Для решения актуальных проблем и восстановления предпринимательской активности продолжится предоставление поддержки субъектам МСП, самозанятым гражданам и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Поддержка будет осуществляться путем реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие экономического потенциала», в том числе с учетом антикризисных мер, реализуемых в рамках региональных и федеральных программ поддержки бизнеса.

На фоне стабилизации экономических процессов ожидается умеренно положительная динамика показателей развития СМСП.

В результате к 2025 году прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей до 367 человек (101,1 % к уровню 2021 года), а также, рост количества СМСП-юридических лиц до 90 единиц (104,7 % к уровню 2021 года).

В целом, к концу 2025 года осуществлять деятельность будут 457 СМСП со среднесписочной численностью 1 761 человек.

 

Развитие социальной сферы

Функционирование отраслей социальной сферы в среднесрочной перспективе будет направлено на повышение качества образовательных, медицинских, социальных услуг, повышение эффективности жилищно-коммунальной сферы, дальнейшее развитие сферы культуры и спорта.

В 2021 году численность детей в дошкольных учреждениях составила 1 039 человек, численность учащихся в общеобразовательных учреждениях – 2 059 человек, в учреждениях среднего профессионального образования – 347 человек.

По оценке 2022 года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования снизится до 2 350 человек, и к 2025 году составит 2 342 человека.

В прогнозном периоде численность детей в дошкольных образовательных учреждениях и учащихся в общеобразовательных учреждениях останется на уровне 2023 года до конца прогнозного периода (952 и 1 990 человек соответственно).

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 2021 году составляет 115,5 мест на 100 детей дошкольного возраста, на конец 2025 года – 126,1 мест. Во всех общеобразовательных учреждениях дети занимаются только в первую смену.

Количество библиотек и учреждений культурно-досугового типа по сравнению с 2020 годом не изменилось, и составило 6 и 4 соответственно.

Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом увеличилась с 40,7 % в 2020 году до 45,2 % в 2021 году и до конца прогнозного периода не изменится.

В 2022 году показатель средней обеспеченности населения площадью жилых квартир составит 32,0 кв. м. на 1 человека. В прогнозном периоде будет ежегодно увеличиваться и к концу 2025 года составит 33,7 кв.м.

По оценке 2022 года площадь ветхого и аварийного фонда в общей площади муниципальных квартир жилого фонда будет составлять 4,7 % и в прогнозном периоде не изменится.

Уровень возмещения платежей населения за жилье и коммунальные услуги в течение прогнозного периода увеличится с 89,9 (2022 год) до 93,0 % (2025 год), чему будет способствовать увеличение денежных доходов населения.

 

Доходы бюджета

Ожидаемая оценка исполнения доходной части местного бюджета по поступлениям налоговых и неналоговых доходов за 2022 год составляет 515 млн. руб., из них налоговых доходов 315 млн. руб., неналоговых — 200 млн. руб., что на 2 млн. руб. или на 0,4 % меньше по сравнению с 2021 годом.

С 1 января 2021 года единый налог на вмененный доход отменен, что повлияло на снижение поступлений в бюджет в текущем году на 1,6 млн. рублей. Также, наблюдается снижение по поступлениям земельного налога на 2,0 млн. рублей, по причине освобождения АО «Ковдорский ГОК», как резидента Арктической зоны, от уплаты налога на территории, используемые для инвестиционной деятельности (в 2021 году поступления от КГОК за 2020 год составили 3,4 млн. рублей).

Прогноз доходной части бюджета на 2023 год и на период до 2025 года не несет кардинальных изменений по сравнению с 2022 годом.

Общий объем собственных доходов в 2025 году, по предварительной оценке, к 2022 году вырастет на 9,1 % и составит 562 млн. руб., из них налоговых доходов — 370 млн. руб., неналоговых — 192 млн. руб.

 

Основные проблемы и ключевые точки развития

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р (в редакции от 21.01.2020) Ковдорский муниципальный округ включен в перечень моногородов. Округу присвоена 1 категория – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций.

Монопрофильный характер экономики округа, большая зависимость почти всех сфер жизни от работы градообразующего предприятия, транспортная изоляция, миграция трудоспособного населения, процесс «старения» жителей округа, недостаточный уровень здравоохранения, отток капитала, изношенная жилищная и коммунальная инфраструктура, снижение комфортности проживания, низкий уровень инвестиционной привлекательности – вот основные проблемы, сдерживающие эффективное развитие муниципалитета.

Вышеуказанные проблемы в сфере социально-экономического развития Ковдорского муниципального округа останутся актуальными и в прогнозном периоде, поэтому деятельность органов местного самоуправления округа будет направлена на устранение проблемных вопросов, сдерживающих социально-экономического развитие и на улучшение качества жизни наших жителей.

Для устранения проблемных вопросов и поддержания стабильной социально-экономической ситуации в Ковдорском муниципальном округе были определены ключевые точки развития на прогнозный трехлетний период.

 

Проект «Ковдор – столица Гипербореи»

Перспективной отраслью для ухода от монозависимости является туризм и рекреация.

Для этого в 2018 году администрацией совместно с компанией «ЕвроХим» создан туристско-культурный проект «Ковдор — столица Гипербореи».

Благодаря данному проекту реализовались и продолжают развиваться:

— ресторан «Гиперборея» и семейное кафе «Гиперсемейка», проводятся: летний этнофестиваль «Гиперборея», Гиперборейский Новый год, туристический форум «Гиперборейский диалог», рок-фестиваль «Гиперборея», художественные выставки на гиперборейскую тему;

— местные активисты занимаются созданием и обустройством экологических туристско-познавательных троп, водных и пеших маршрутов;

— на базе Ковдорского краеведческого музея реализуется проект «Гиперборея-Ковдор. Без пересадки». Проект стал победителем конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, выиграв грант в размере почти 2,0 млн. рублей;

— 14 августа 2022 года прошёл 1-й молодежный экофорум «Гиперборея-Ковдор. Перезагрузка». Мероприятие посетило более 50 гостей.

— продолжается работа над проектами в сфере развития культуры и туризма для участия в конкурсах: «Живое наследие», «Мастера гостеприимства», «Конкурс Президентских грантов», Росмолодежь.

— зарегистрирован первый туроператор «СП «Ковдорский»;

— в 2021 году был завершен проект по обустройству экотропы «По следу Полярной совы». В настоящее время экотропа продолжает обустраиваться.

— в настоящее время в н.п. Ёнский реализуется проект «Гиперборейская обитель». Проект подразумевает под собой благоустройство территории, которую в будущем планируется использовать под место для кемпинга и проведения тематических экскурсий.

Ковдор может войти в один из 3-х национальных маршрутов. Каждый из победивших субъектов РФ в 2023 году получит на эти цели по 22,5 млн. рублей. Выделенные на реализацию проектов средства будут использованы для создания придорожного сервиса и на развитие информационной составляющей о маршрутах.

В течение всего прогнозного периода при поддержке АО «МХК «ЕвроХим» и АО «Ковдорский ГОК» запланированы организация и проведение мероприятий социально-культурного проекта «Ковдор — Столица Гипербореи».

         Флагманский проект «Навстречу Гиперборее»

Флагманский проект «Навстречу Гиперборее» реализуется в рамках бренда «Ковдор – столица Гипербореи» и заключается в строительстве автомобильной дороги Ковдор – Алакуртти. Проект позволит соединить близлежащие населённые пункты и создать основу для туристического маршрута «Гиперборейский круг» на территории Мурманской области.

Реализация проекта позволит сократить время в пути с 4 до 2 часов для жителей южных муниципалитетов Мурманской области, улучшить уровень развития транспортной инфраструктуры на территории региона, увеличить приток частных инвестиций и создать дополнительные рабочие места.

Прогнозируется, что проект «Навстречу Гиперборее» приведет к росту туристического потока в Ковдорский муниципальный округ и Мурманскую область в среднесрочной перспективе и будет способствовать дальнейшему развитию туристического бренда «Ковдор — столица Гипербореи». Планируемые новые инвестиционные проекты, в случае реализации проекта «Навстречу Гиперборее», в целом получат более высокий экономический эффект.

 

Проекты по благоустройству и созданию комфортной городской среды

В прогнозном периоде в рамках реализации национальных проектов, государственных, региональных и муниципальных программ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Ковдорского муниципального округа, повышения качества жизни населения, плана «На Севере – ЖИТЬ. 2030» при поддержке Правительства Мурманской области и АО «МХК «ЕвроХим»  запланированы к реализации:

— проект по реконструкции площади Ленина «Ковдорский магнит», который стал победителем Всероссийского конкурса «Малые города и исторические поселения». Для реализации проекта будут привлечены денежные средства федерального гранта, регионального бюджета и средства АО «МХК «ЕвроХим»;

— проект по сносу недостроенного дома № 27 по улице Кошица, который в настоящее время проходит государственную экспертизу. Снос недостроя произойдёт в рамках программы софинансирования: выделены деньги из бюджета Мурманской области, а также предусмотрено участие внебюджетных средств;

— капитальный ремонт Городского дворца культуры, с объемом инвестиционных вложений более 276,0 млн. рублей;

— ремонт инженерной инфраструктуры сельского дома культуры в н. п. Енский и капитальный ремонт Ковдорского краеведческого музея;

— проект по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса (стоимость проекта более 260,0 млн. рублей);

— реконструкция и развитие инфраструктуры горнолыжного комплекса «ВАРС»;

— содержание физкультурно-оздоровительного комплекса и бассейна «Чайка».

 

Проекты в сфере здравоохранения и образования

Для того, чтобы в Ковдорском округе оказывалась полноценная врачебная помощь Правительство Мурманской области, администрация Ковдорского муниципального округа и АО «МХК «ЕвроХим» совместными усилиями реализуют меры по повышению качества медицинского обслуживания и привлечению специалистов. Основная задача на среднесрочную перспективу — создать материально-техническую базу Ковдорской больницы и создать благоприятные условия для жизни врачей в округе. Для этого принято решение о строительстве нового инфекционного корпуса в Ковдоре. Для привлечения врачей из других регионов России, определены меры дополнительной поддержки: приехавшие врачи востребованных специальностей получают  благоустроенное жилье и ежемесячную доплату в размере 50 тысяч рублей в качестве меры социальной поддержки от АО «МХК «ЕвроХим».

В целях подготовки высококвалифицированных кадров для горнодобывающей отрасли нашего региона, имеющей стратегическое значение в масштабах страны, в 2023 году на развитие материально-технической базы ковдорского колледжа будет направлено 135 млн. рублей из федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных средств  АО «Ковдорский ГОК». Это позволит удовлетворить потребность в кадрах и более качественно подготавливать будущих профессионалов на приобретенном современном действующем оборудовании.

Создание оптимальных условий для образования детей основная задача муниципалитета на ближайшие годы. Создание центра дополнительного образования на базе школы № 1 обучения даст возможность каждому ребенку для самоопределения, а также творческого, интеллектуального и физического развития.

Приоритетные проекты по развитию коммунальной инфраструктуры

Одной из основных задач является продолжение строительства второй очереди водовода сырой воды. Для ввода в эксплуатацию объекта необходимо осуществить строительство 2, 3, 4 и 5 этапов протяженностью 13 396,76 метров.

В рамках участия в мероприятиях государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2023 году запланирован капитальный ремонт наружных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в н.п. Ёнский, объем инвестиций составит более 15,0 млн. рублей.

Также в среднесрочной перспективе рассматривается вопрос о строительстве новых очистных сооружений в н.п. Ёнский.

 

Новые инвестиционные проекты

В настоящее время администрацией Ковдорского муниципального округа прорабатываются 2 новых инвестиционных проекта: открытие нового производства на территории карьера Куру-Ваара и строительство базы отдыха на территории горнолыжного комплекса «Варс». Проекты позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие муниципального образования и создать новые рабочие места.

Все реализованные и планируемые к реализации проекты позволят повысить уровень комфортности жителей округа, удовлетворенности проживания и индекс счастья жителей города».

WordPress Lessons