Одним из способов защиты нарушенных прав граждан является обращение в прокуратуру. Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 (далее — Инструкция).

Данная Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными нормативными актами.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан.

Поводом для обращения граждан в прокуратуру может стать любое нарушение закона, независимо от того, кто его нарушил. Например, задержали зарплату, не предоставили в госучреждении касающуюся вас информацию, — все эти, и многие другие вопросы должны успешно решаться при обращении в прокуратуру.

Обращение в прокуратуру возможно не только в случае ущемления ваших прав, но и при ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества.

Заявление, жалобу или обращение можно представить в прокуратуру на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи и через Интернет-приемную на сайте прокуратуры области.

Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме. Но в обязательном порядке обращение должно содержать:

— фамилию, имя, отчество гражданина;

— почтовый адрес либо адрес электронной почты;

— наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО должностного лица;

— изложение существа вопроса.

При изложении существа обращения необходимо указать какие права и свободы гражданина нарушены, когда, где, при каких обстоятельствах произошло событие, обжаловались ранее, если да, то кому, куда, какой ответ получен, какие точно вопросы нуждаются в проверке. Кроме того, рекомендуется приобщать имеющиеся по этим вопросам документы или их копии, а также полученные ответы на аналогичные обращения из других органов.

Обращения не подлежат разрешению, если

— содержание обращения свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;

-если текст не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в иные государственные органы;

— в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;

         По результатам рассмотрения обращения оно может быть перенаправлено по принадлежности, если прокуратура посчитает, что оно подлежит разрешению другими органами и учреждениями. При этом гражданина должны уведомить об этом в письменном виде и разъяснить, куда следует обратиться.

Обращение гражданина подлежит разрешению в срок не позднее 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

По окончании проверки по обращению гражданин вправе изучить документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами гражданину должны дать аргументированное письменное разъяснение.

Если по обращению приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

Если гражданин не согласен с решением прокуратуры, то обжаловать его нужно вышестоящему прокурору. Решение прокурора, с которым гражданин не согласен, не лишает его права обратиться за защитой своих прав в суд.

На каждое обращение заявителю дается мотивированный ответ, в котором разъясняется порядок обжалования принятого решения. Например:

— ответ дан заместителем прокурора района, округа или города –обжаловать нужно прокурору соответствующего района, округа, города;

— ответ дан прокурором района, округа, города или специализированным прокурором- в прокуратуру области;

— ответы начальников отделов обжалуются заместителям прокурора области;

— ответ заместителя прокурора области обжалуется прокурору области;

— ответ прокурора области обжалуется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

В окружных, городских, районы, специализированных прокуратурах, и в прокуратуре области прием граждан проводится в течение всего рабочего дня дежурным прокурором, а также руководителями органов прокуратуры согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.

При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования.

В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в приемной, в нижестоящих прокуратурах — в доступном для заявителей месте.

Прокурор области или лицо, замещающее его, ведет прием граждан, как правило, по жалобам, которые разрешались заместителями прокурора области.

Запись на личный прием к руководителям прокуратуры области проводится старшим помощником прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан по письменному заявлению гражданина, в котором указывается номер, дата обжалуемого ответа, данного начальником подразделения, заместителем прокурора области.

WordPress Lessons